Понравился один из семинаров Литвака,приведенный им в виде беседы на тему "Любовь и Логика".Мне кажется,что аналогичные беседы нужно проводить еще в юном возрасте для того,чтоб понятие любовь включало в себя не только "принимание",но и "отдачу".
Здесь я хочу привести пример беседы с девушкой Ирой, которая пришла ко мне на семинар и рассказала о своем разочаровании в личной жизни.Беседа наша протекала следующим образом.
Литвак: Так, значит, ты разочаровалась в любви. А как ты понимаешь, что такое любовь? Ира: Любовь — это тогда, когда тебя понимают. Литвак: Что ты еще ждешь от любимого? Ира:Ну, чтоб он был умным, красивым, чтоб с ним не стыдно было быть в обществе, чтоб он был интересным собеседником... Литвак: Наверное, чтобы еще хорошо зарабатывал? Ира: Да, конечно! Литвак: Да, хочешь ты много! А что ты можешь дать любимому? Ира (несколько растерянно): Ну, не знаю... Литвак: Я, правда, несколько иначе понимаю любовь.Любовь— это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Давай проведем сейчас небольшой эксперимент.Сбросим с меня лет 35.С внешностью тогда у меня все было в порядке.Я тебя понимаю ,неплохо зарабатываю и достаточно интересный собеседник. Даже лекции читаю и книги лишу. В обществе со мной тоже не стыдно показаться. Подходит тебе такой кавалер? Ира: Да. Литвак: А что ты мне сможешь дать? Ира: А что вам нужно? Литвак: Редактировать мои работы, делать переводы, встретить гостей, в том числе и из-за рубежа. На приемах и конференциях определить, с кем бы стоило начать сотрудничество. Следить за периодической литературой. В минуты отдыха поиграть со мной в теннис или шахматы. Ира: Но я этого ничего не умею. Литвак: Следовательно, ты ничего не можешь сделать, чтобы способствовать моему росту и развитию,т.е. любить ты не умеешь .Получается,что единственное,что ты мне можешь предоставить, —это твое тело. Ира: А вот это уж дулечки! Литвак: Вот видишь, даже в этом ты мне отказываешь. Но если честно сказать,то и тело твое мне не нужно.Думаю,и в сексе от тебя мало толку. Тебя еще учить и учить! Так вот, рыцарь на белом коне, безусловно, когда-нибудь явится, но в прекрасное далеко он увезет не тебя. Ира (задумавшись, с некоторой растерянностью): Так выходит, мне еще рано говорить о любви? Я ведь ничего хорошего не могу дать любимому человеку! Литвак: Правильно! Ты умная девушка! Ира:Выходит, мне нужно учиться любить! А как же быть с сексом? Литвак:Не хочу морализировать.Решай,как знаешь.Но думаю, что если ты начнешь учиться любить, тебе будет не до секса. Ведь нужно будет изучить языки,овладеть манерами,научиться играть в теннис, шахматы,стать хорошим профессионалом в каком-либо виде деятельности и т. д.
Так мне довольно быстро удалось убедить девушку в том,что то, о чем она рассказывала, не было любовью, и любить она еще не умеет,ей этому надо учиться.Что же касается определения любви, то я придерживаюсь определения Э.Фромма:«Любовь— это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви». После того как мои слушатели во время дискуссии о любви соглашаются с этим определением, выясняется, что каждый из них говорил о чем-то своем,но никто — о любви. И в этом плане в зависимости от того,между какой категорией объектов возникает любовь,можно выделить несколько разновидностей любви:материнскую,отцовскую, эротическую,любовь к другу,любовь к Богу.И только одна из них сопровождается сексом — любовь эротическая. Дискуссия сразу принимает организованный характер. Все говорят на одну тему. Скоро выясняется,что человеку нужны и материнская,и отцовская, и эротическая любовь и что нужно не только принимать любовь,но и уметь ее дать.Последнее,оказывается,гораздо важнее.Да, самую главную любовь — любовь к себе — упустил! Действительно, если человек не любит себя, то он лишен всяких шансов на счастье
виа nedorazvmenie
|