Российский военный эксперт Вадим Лукашевич В конце 2015 года намечен старт реализации одного из наиболее масштабных проектов российского вертолетостроения - программы разработки новой модели тяжелого вертолета компаний Вертолеты России и китайской компании Avicopter (AVIC), согласованной в 2010 году. Модель под названием Advanced Heavy Lift (AHL) по своему функциональному назначению будет схожа с тяжелым военно-транспортным вертолетом Ми-26, но ориентирована будет преимущественно на коммерческое использование китайскими авиаперевозчиками. Этот вертолет в сравнении с основной моделью Ми-26, которая имеет 56 тонн взлетной массы, будет облегчен до 38,2 тонн. Его грузоподъемность составит около 10 тонн при перевозке груза в отсеке и около 15 тонн на внешней подвеске. Портфель заказов на российско-китайский вертолет новой модели должен составлять не менее 200 единиц. 8 мая во время визита в Москву лидера КНР Си Дзиньпиня главы стран, участвующих в проекте заключили меморандум о намерениях, который установил сроки согласования технического комплектации AHL до конца текущего года. Но неожиданным препятствием на пути реализации проекта стал принятый 20 мая, уже после визита главы КНР в Москву, указ президента Украины Петра Порошенко о прекращении военно-технического сотрудничества с РФ - такой поворот украинской политики внезапно заморозил перспективу планового оснащения российско-китайского вертолета AHL украинским двигателем. Чтобы прояснить ситуацию с проектом, 22 мая глава компании Вертолеты России Александр Михеев сделал заявление для прессы, что в Москве и Пекине считают разработку AHL гражданским проектом. Поэтому, по его словам, на проект не могут распространяться решения о прекращении украино-российского ВТС. Кроме этого, Михеев дал Киеву ясный сигнал - разработка AHL предполагает равноправное участие в проекте предприятий РФ, Украины и КНР. Но этот прозрачный намек Киеву на будущее примирение и совместную прибыль в крупнейшем на сегодня перспективном экспортном проекте российского вертолетостроения, не нашел понимания у украинских властей. Дело в том, что еще задолго до нынешнего решения о прекращении всех проектов украино-российского ВТС, в Украине в 2014 году был жестко ограничен экспорт в РФ товаров двойного назначения, к которым, в том числе, относятся и вертолетные двигатели к коммерческой технике. Если бы не это прошлогоднее ограничение, то для заключенного между РФ и КНР меморандума по гражданскому проекту AHL от 8 мая можно было бы добиться статуса исключения в жестком военно-техническом эмбарго, которое было наложено властями Украины на ВТС с Россией несколькими неделями позже. Работая по этому направлению, представители Вертолетов России в Украине допустили явный прокол, который не позволил добиться от официального Киева статуса исключения. Ввиду этой трагической ошибки, российские власти ныне обречены впопыхах перейти на жесткий сценарий реализации проекта AHL, и разработать в отношениях с Украиной новую тактику. По данным источников, приближенных в части контрактной работы по проекту, эта тактика заключается в более глубоком информировании китайской компании AVIC о плачевном состоянии, в котором оказались все предприятия украинского ВПК, расположенные в прифронтовой зоне. Как заявил один из высокопоставленных российских дипломатов, одной из форм такого информирования является предоставление зарубежным партнерам РФ детальных карт эшелонированных линий украинской обороны в зоне военного конфликта. По некоторым данным, эти линии уже охватывают практически все крупные предприятия оборонной промышленности Восточной Украины, что резко снижает их привлекательность в глазах зарубежных покупателей. Предоставление такой информации в комплексе с демонстрацией практических примеров эвакуации оборудования заводов украинского ВПК, или пожаров в грузовых аэропортах Василькова, Гостомеля или Николаева, может оказаться хорошим подспорьем для жесткой реакции Москвы на прекращение двустороннего ВТС Киевом. В случае с проектом AHL, объективная дискредитация способности Украины стать полноценным участником этого российско-китайского проекта имеет вполне ощутимую цель. В апреле, накануне высокого российско-китайского саммита в Москве, представители компании РФ Сервис предлагали китайским коллегам AHL как вариант - приступить к совместному копированию украинского двигателя для того, чтобы выйти на ранее оговоренные сроки. Судя по неофициальным данным, речь шла о возможном копировании двигателя LB3-117ВМА-СБМ1В производства украинской компании Мотор Сич и разработки ОКБ Ивченко Прогресс с целью выхода на производство аналогов. Однако китайская сторона, которая ранее неоднократно сталкивалась с проблемой ремоторизации российских двигателей ТВЗ-117ВМ разработки российского ОКБ Климова , высказала сомнения как в реальности предложенного ей жесткого сценария, так и вообще в способности российских турбостроителей достичь поставленной задачи без издержек. В этой ситуации переход к кампании глубокого информирования КНР о плачевном состоянии дел в оборонной промышленности Украины позволит смягчить такие оценки, и вернутся к рассмотрению варианта с разработкой аналога украинских двигателей, или же, варианта их получения компаниями КНР и РФ через третьи страны.
|